Пропустить навигацию.
Путеводитель. Шоппинг-сопровождение.

Кто платит за разбитую бутылку в магазине?

  

Кто платит за разбитую бутылку в магазине? Что будет, если мы не только уйдем из супермаркета с пустыми руками, но и испортим или повредим его имущество?

Подобные ситуации случаются довольно часто, особенно в магазинах самообслуживания, где товар расположен в прямом доступе и вы можете его потрогать.

Многие потребители считают, что до тех пор, пока они не оплатили товар и не получили чек, т.е. не стали собственниками товара, они не несут ответственность за повреждение или гибель этого товара. На самом деле- это не так.

Пункт- 42, этих правил гласит: «В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан: возмещать предприятию ущерб за поврежденные по его вине товары».

Поэтому, магазин имеет право потребовать от вас оплатить испорченный товар. Иначе получается, что можно спокойно походить по магазину, поколотить товар и спокойно удалиться, не оплатив испорченное.

Впрочем, в той же статье 1064 ГК РФ, есть замечательный пункт: «Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине».

Во-первых - не суетиться и не паниковать. Администрация магазина, чаще всего, готова к такому повороту событий, тем более, когда инцидент был спровоцирован ее собственной небрежностью. Но, необходимо приготовиться к тому, что, намереваясь переложить всю вину за инцидент на посетителя, менеджеры могут себя вести не слишком вежливо.

Согласно статье 211 Гражданского Кодекса «риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник».

Статья 459 Гражданского Кодекса, в свою очередь говорит, что этот риск переходит на покупателя, непосредственно после того, как "в соответствии с законом или договором, продавец считается исполнившим свою обязанность о передаче товара покупателю", выходит, пока не проведена операциия "купля - продажа", продукт остается собственностью супермаркета. Поэтому и ответственность за невредимость ассортимента лежит на нем.

ВИНОВЕН ПОКУПАТЕЛЬ:

если вы взяли в руки товар и по неосторожности выронили его и разбили;
если к порче товара привело ваше «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);

В судебном иске вам откажут, если какой-то инцидент происходит из-за вашей беспечности или неосмотрительности. Пример: мама не досмотрела ребенка и он перевернул на себя стеллаж, который поранил ребенка.

Если стеллаж соответствует требованиям и качеству, исправен и по техническим требованиям не должен быть привинченным к полу, иск заявлять бесполезно.
В этих случаях, вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме.

Никогда не тянитесь за товаром, если он стоит высоко, не пытайтесь достать товар из глубины стеллажа, если стеллаж переполнен, позовите свободного продавца. Пусть он достанет и подаст вам товар.

ВИНОВЕН МАГАЗИН:

если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам или же эти проходы заставлены коробками «горками» из товара;
если товар расположен на стеллаже неустойчиво и, взяв одну банку, вы разрушили «всю конструкцию»;
если в магазине мокрый пол и вы испортили товар, поскользнувшись;
если товар разбился, упав с ленты на кассе;

Есть и противоположные ситуации, такие как, причинение ущерба покупателю. Часто поступают жалобы на ненадлежащее качество спаечных швов молочной продукции - сметаны, молока, кефира, майонеза и пр.
Кто, в таком случае, несет ответственность? Исходить здесь нужно из того, что контроль за качеством продукции, лежит на продавце. Магазин обязан проверить товар до
предоставления его в продажу.
Согласно закону РБ «О Защите прав потребителей», покупатель, по своему выбору, предъявляет требования либо продавцу, либо изготовителю.

Если же администрация магазина будет требовать от вас оплатить испорченный товар, который был испорчен не по вашей вине, смело требуйте жалобную книгу и оставляйте в ней запись о случившемся. При этом, потребуйте от администрации составления акта о порче товара, в котором, обязательно напишите свои соображения по этому поводу. Например, что в проходе был мокрый пол или ширина прохода не соответствует нормам. Заручитесь поддержкой, как минимум, двух свидетелей случившегося (это могут быть как ваши родственники и друзья, так и другие покупатели магазина).

Так же учтите, что для составления акта, потребуются ваши паспортные данные. Ни в коем случае, не давайте свой паспорт в руки представителям магазина. Они могут забрать его в залог. Это не допустимо, вы можете просто продиктовать данные паспорта, не показывая его никому. Но и это, вы не обязаны делать, требовать документы могут, только, сотрудники милиции, но никак, не продавцы или охранники.

В случае, если охранник магазина не выпускает вас до тех пор, пока вы не оплатите стоимость испорченного товара, напомните ему о существовании статьи 203 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает- наказание в виде лишения свободы на срок- до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП. Вежливо сообщите охраннику, что вы готовы возместить ущерб, но только после того, как ваша вина будет доказана судом.

Согласно ГОСТ 51773-2001- «Розничная торговля. Классификация предприятий»- расстояние, между параллельно расположенными стеллажами, должно быть не менее 1,4 метра.
Если эта норма нарушена, смело апеллируйте к ней и грозите жалобой в Государственный пожарный надзор. За подобное нарушение, Администрация магазина может быть привлечена к административной ответственности.

КУДА ЖАЛОВАТЬСЯ:

На мокрые полы, неустойчивое расположение товара на полках - в Роспотребнадзор.
На узкие проходы, на коробки между стеллажами - в Государственный пожарный надзор.


Cтатьи:

Обсудить Вконтакте

Отзывы в сети:

Ответы экспертов: